Последствие пандемии: бизнес переходит в онлайн-пространство. Павел Педина. Литературный вестник Грушевского
COVID-19, названный СМИ и обозначенный ВОЗ как пандемия, стал эпохальным событием, перейдя от санитарно-эпидемиологического на уровень социально-психологического явления, существенно изменив представления о цикличности экономических, банковских, политических и гуманитарных локальных кризисов. Локальные угрозы, вызванные ответом на COVID-19, усугубляются множеством спецификаций. Например, политическим укладом страны, политическим блоком, менталитетом. Культурой и плотностью населения, его миграционной активностью, качеством жизни – и многим другим, что усложняет объективизацию прогнозов и универсализацию мер предотвращения названной пандемии. Вместе с тем, паническая обеспокоенность распространением COVID-19 оставляет без должного внимания последствия политических, административных, экономических, гуманитарных мер карантинной и превентивной политики государств, объективно обваливающих рынки, сферы услуг и многое другое.
Безусловно, позитивное решение эпидемиологических рисков COVID-19 не сможет нивелировать необратимость экономических, финансовых, политических, образовательных и гуманитарных кризисов. В связи с этим, инициативная группа PALE-2020-Conference учредила и провела Международную Конференцию «PALE-2020» c целью научного обсуждения, экспертной оценки и разработки принципов и руководств по решению посткризисных явлений постпандемийной эпохи. В Конференции приняли участие 42 ученых и эксперта из 12 стран мира. Специальный корреспондент «Вестника Грушевского» встретился и побеседовал с одним из экспертов Международной Конференции касательно прогнозов и влияния пандемии на финансовый рынок, политическую составляющую и многое другое.
СПРАВКА: ПАВЕЛ ПЕДИНА – глава стартап-проекта ScorCool, бизнесмен, экономист, финансист, банкир.
– Добрый день, Павел. Спасибо за то, что, несмотря на занятость, смогли уделить время для этого интервью. В вашем докладе на «PALE-2020» одним из ключевых моментов было то, что “…за период пандемии COVID-19 произошел ряд странностей с точки зрения поведения ряда отдельных субъектов и организаций, имеющих отношение к мировой финансовой системе”. Как на ваш взгляд, пандемия отразилась на финансовом положении Украины?
– Добрый день. Сразу могу сказать, что пандемия однозначно отложилась, и ее влияние в Украине есть. И немалое. Если рассматривать все основные процессы, то в первую очередь следует отметить сферу услуг, которая в Украине за этот период пострадала очень сильно, можно сказать, даже «умерла», как таковая. Соответственно, такие примеры, как рестораны, тому подтверждение. По сути, все бизнесы, которые были связаны со сферой услуг, пострадали очень сильно. И по факту, в этих секторах экономики закончился денежный оборот. Это всё очень сильно отразилось как на банковской сфере, так и в целом на экономической сфере. Поэтому определённо можно говорить о том, что пандемия, вызванная COVID-19, с точки зрения финансового положения Украины катастрофически оказало свое влияние.
За данный период финансовая система перестала работать. Помимо базовых потребностей (таких, как необходимость в еде и т.д.), люди отказались от многих услуг, что очень сильно сказалось на финансовой составляющей. Как пример, мы можем увидеть сокращение оборота в таких компаниях как Uber Eats и другие. Таким образом, как одно из последствий эпидемии, эти секторы и их объемы «растворились».
– В докладе вы обратили внимание на то, что “…финансовая система является именно системой, в которой все взаимосвязано”. Какой прогноз вы могли бы дать касательно того, как это будет влиять на ближайшие несколько лет (2021-2022 года)?
– Основной прогноз, о котором можно говорить, исходя из того, что уже наблюдаем на сегодня, это то, что многие вещи становятся дистанционными. То есть, переходят в онлайн режим. По сути, происходит переход от личного контакта в электронный формат, интернет-сферу, когда физическое присутствие человека не требуется, и огромный спектр вопросов можно решить через интернет-пространство. Соответственно, если компания (бизнес), следуя общей тенденции, не переходит в онлайн-работу, она погибает. Но если такая возможность у компании есть – начать позиционировать свою деятельность в онлайн, то ее услуги становятся дистанционными, приобретают электронный формат, и бизнес продолжает существовать, просто в иной форме взаимоотношений с клиентами и партнерами. Примером тому является даже финансовая система. Так, банковская система и рыночные отношения – всё переходит в онлайн. Из последних моих наблюдений: недавно проведены переговоры с одним из руководителей банка, на котором он отметил, что только для состоятельных лиц банковское обслуживание остается персональным. Для большей части клиентов банка обслуживание переходит в онлайн, дистанционную форму.
– В рамках Конференции было проведено 5 дискуссионных онлайн-панелей (по темам Бизнеса, Прогнозирования, Психологии ущербности, Веры нового времени, а также Победы криминала над миром). Смотрели ли вы их? Если да, то кто из экспертов вам запомнился больше всего? И почему обратили на него внимание?
– Однозначно, мне очень сильно запомнились доклады, подготовленные академиком Олегом Викторовичем Мальцевым. Среди онлайн-дискуссионных панелей выделил бы те, которые лично меня больше всего интересовали. Это панель по бизнесу, на которой рассматривалась бизнес ситуация и то, что нужно делать бизнесмена в современный период постпандемии. Вторая панель, которую я особенно отметил для себя, была дискуссия и доклады на тему «Последствия пандемии: победа криминала над миром?». По сути, как в текущем моменте отражается криминальная ситуация в мире. Эти две платформы на Международной конференции полностью охватили все те вопросы, которые меня больше всего интересовали, и затрагивают тему бизнеса. И в рамках этих панелей я, однозначно, на 100% получил ответы на все вопросы, важные для меня как бизнесмена и финансиста.
– Можете, пожалуйста, привести несколько примеров?
– Первое, что отметил сразу, это то, что сейчас еще больше, чем ранее, на бизнес во всём мире расширяется давление криминала. И то, что на сегодня осуществляется все больший переход бизнеса в электронный формат (бизнес становится электронным). Для меня стало особенно ценным то, что в рамках докладов по панели Бизнеса было показано, как сейчас, необходимо адаптироваться и трансформировать бизнес, с учетом всех текущих ситуаций касательно. Были даны очень ценные, с точки зрения бизнеса, рекомендации.
Что еще бы отметил сразу – это некая программа, которая была создана благодаря исследованиям Олега Викторовича Мальцева. Эта система показывает, в какую сферу трансформируется бизнес. И к чему необходимо стремиться, чтобы преуспевать в новом изменяющемся мире. Необходимо быть постоянно готовым к подобного рода изменениям, к таким процессам как пандемия. И, соответственно, выстраивать свою деятельность, свой заработок с учетом всех этих изменений, процессов и постоянно изменяющейся ситуации на рынке в период посткапитализации современного общества.
– С вашей точки зрения, насколько важны подобного рода Международные Конференции для бизнесменов, банкиров, экспертов в области экономики и финансов?
– С моей точки зрения, это очень важное мероприятие. Такие масштабные конференции позволяют осознать будущие тенденции. При этом не потерять деньги во всех этих трансформациях, сохранить капиталы и точно понимать, в каких направлениях нужно двигаться дальше, куда прилагать усилия, чтобы не потерять, а наоборот приумножить финансовый оборот.
– В вашем докладе рассматривались, также, 10 фактов, которые исходят из ваших собственных наблюдений, и выделяются на фоне того, что происходило в финансовой сфере на протяжении последних десятилетий, а иногда и всей истории отрасли. На ваш взгляд, как финансовая ситуация отразилась и продолжает отражаться на политической составляющей Украины? Ваши наблюдения по этому вопросу.
– С точки зрения политической составляющей, данная ситуация с пандемией очень хорошо показала неготовность правительства к этому текущему кризису. Помимо этого, влияя напрямую и на экономику, затрагивая экономическую составляющую государства, всего это ведёт к новым политическим кризисам. Как пример тому, мы можем рассмотреть то, что сейчас происходит в мире, в разных странах. Ситуации идентичны по своей сути: в США (в частности, в Миннеаполисе) сейчас происходят погромы, вплоть до введения войск; в Испании также погромы, и связаны они с закрытием заводов. И это лишь часть примеров. Таким образом, однозначно, во многих странах пандемия и последовавший за ней карантин привели к политическому обострению ситуации. Поскольку почти никакие системы в мире не были готовы к тем кризисным ситуациям, которые возникли в результате эпидемии.
– В масштабе истории целой отрасли, ее исторического аспекта, возможно – существуют другие примеры подобных ситуаций, некие модели, которые показывают кризисную ситуацию больше всего?
– С моей точки зрения, – это эпидемия гриппа, которая была около 100 лет тому назад, так называемая «испанка». На ее примере очень хорошо видно, как подобного рода масштабная эпидемия сказалась на функционировании государств, каковы были последствия для экономики, и не только. Я бы рассматривал приведенную ситуацию с «Испанкой», как модель того, что происходит сейчас. Она очень сильно напоминает нынешнюю ситуацию с пандемией COVID-19. При этом, я бы не стал бы напрямую сравнивать с этим средневековые ситуации – скажем, эпидемии чумы, так как, исходя из информации, которая существует по ним, тогда не было того объема смертей и вообще – таких последствий, которые сейчас происходят в Европе. Поэтому эпидемия «испанки», на мою взгляд, отражает подобную, похожую ситуацию, которая происходила исторически недавно – буквально 100 лет назад.
И ещё: основное, что сейчас происходит в мире, это та ситуация, которая сложилась в результате пандемии. То, что произошло, по сути, перестраивает мир, и вынуждает все больше компаний и бизнесов переходить в виртуальное пространство. Я бы рассматривал эту ситуацию на примере того, что на данный момент происходит с общественным транспортом в Киеве – там практически нет людей. Многие переходят на онлайн-режим, без необходимости физически перемещаться по городу. Такая линия у меня проходит через осознание всех процессов, которые привели к этой масштабной пандемии – всё больший уход в виртуальность, и все меньше контакта между людьми. И это основное, что я вижу в текущий момент.
Статью подготовила журналист Майя Шнедович
Журнал «Литературный вестник Грушевского» является медиапартнером конференции.
Источник: “Литературный вестник Грушевского”