Dr. Игорь Каприцын. Ресурсное сознание и ресурсная индустрия в условиях кризиса глобализации
Пандемия COVID-19 выступила «тест-драйвом» глобализации. До хронотопа «Пандемия-2020» глобализация в наиболее общем виде представлялась компьютеризацией, транснационализацией и регионализацией экономики и производства, возрастающей мобильностью населения и его коммуникативностью. Не смотря на то, что эти возможности были доступны меньшинству населения планеты, преимуществами глобализации рассматривались скорость, достижимость, коммуникативность. В качестве недостатков представлялись: «размывание» культур, «массовизация» сознания, перекосы в распределении жизненных ресурсов. Объективно оценивая особенности культурно-исторического этапа и возможности движения «антиглобализации», его риторика была направлена не на остановку или возвращение общества в прошлое, усилия направлялись в основном, на снижение доли такой составляющей глобализма как, например, «американизация».
Пандемия и вызванный ею карантин выступили вызовом большинству ценностей современной мир-системы неожиданно сопоставив «официальные декларации» и реальность человечества ХХІ века. Глобализация утратила ореол «коммунальной кухни». Закрываясь перед распространением COVID-19 государственные границы экономические и культурные системы на удивление быстро приобретают «местечковый» характер. Системы образования, здравоохранения, социальной политики различных мир-систем оказываются в истинно королевском одеянии – «голыми».
Таким образом, глобализация, её популярные модели не прошли проверку вызовами пандемии, пандемия укрепила позиции регионализма. Глобальная ресурсность рефлекторно «схлопнулась» до ресурсности региональной, культурной, ментальной и личностной. Неэффективность государства в вопросах управления различными обеспечивающими секторами проявляя функциональность «докторов Комаровских», как воплощения ресурса волонтерства, подталкивает население к выводу о необходимости решения вопросов личной ресурсности, что, в свою очередь, пробуждает интерес к понятию «ресурсного сознания».
«Ресурсная сознание» – термин, объединяющий понимание родовой составляющей – сознания, как специфической формы отражения и духовного освоения действительности, присущей высокоорганизованной материи, образующей субъективные образы объективного мира, проявляется в восприятии, сохранении и обработке информации, использовании этой информации для выработки программ деятельности, в активном управлении этой деятельностью (В. Воловик) и видовой составляющей словосочетания – ресурсности, термина имеющего происхождение от латинского слова resurgo, что в переводе означает: подниматься, возникать снова. Распространенное содержание понятия «ресурса» охватывает разного рода средства, которые, в случае необходимости, может использовать человек.
Анализируя содержание понятия «ресурсного сознания», мы предварительно определяем его как форму субъективного образа определенных объектов действительности, которые используются и могут быть использованы в программах деятельности по гармонизации отношения человека и мира. Данное определение опирается на весь багаж природного и культурного опыта накопленного человечеством безотносительно к его научной или какой либо иной ценности в явной или не явной форме транслирующегося генетически и культурно. В нашем случае, в условиях «Пандемии-2020», в анализе ресурсного сознания ведущим выступает комплиментарно-тетрарное взаимодействие принципов диалектики, ресурсности и потенциальности реализующихся в практической действенности, которая находит своё выражение в гармонизации личностной жизнестойкости, невозможной без урегулирования отношений с концепцией смерти.
Данное направление соответствует формулировке экономической деятельности в классификаторе (КВЭД-2010) под названием «Исследование и экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук» и включает многоотраслевые исследования и разработки преимущественно в сфере общественных и гуманитарных наук, что в свою очередь актуализирует, такое явление как «ресурсные индустрии» – совокупность тенденций и направлений современного развития экономики, которые характеризуется органическим сочетанием и использованием знаний, информации и креативности в области практики ресурсной рекреации человека. Как и креативные индустрии, «ресурсные индустрии» органично сочетают материальную и духовную культуру, традиции, креативность и инновации, преодолевают культурную обособленность благодаря международным программам сотрудничества через эффективное использование информационного пространства, открытого доступа к информационным потокам, благодаря культурному и этническому разнообразию создавая современные функциональные модели видения мира основывающиеся на потенциале творчества, креативности, нравственности, толерантности, комплиментарности, оптимизма и искренности. Таким образом, исследования и оптимизация ресурсного сознания — основы ресурсной индустрии, выступает формой общественного сознания человека будущего.
Каприцын Игорь Ильич
доктор философских наук